Назад к списку

О чём расскажет детский рисунок?

05 Июня 2013
О чём расскажет детский рисунок?

Детский мир сложен и многогранен. И если взрослый человек, как правило, может рассказать о своих чувствах и эмоциях, так, чтобы его поняли, ребёнку это сделать сложнее. Однако многое о рёбёнке могут сказать его рисунки. О том как правильно эти рисунки «читать», мы поговорили с Зайнуллиной Элиной, психологом, арт -терапевтом, членом Российской ассоциации арт-терапевтов.

С какого возраста нужно обращать внимание на детские рисунки?

Если мы говорим о рисунке, как готовом произведении, сделанным ребенком сознательно и целенаправленно- то можно говорить о трехлетнем возрасте.
Если мы говорим о внимательном отношении к развитию ребенка, то следует обращать внимание с более раннего возраста. Если ребенок проявляет поисковый интерес, с удовольствием на практике осваивает предложенные взрослым материалы, например, изучает свойства пальчиковых красок, бумаги, реагирует и понимает разницу в цвете, форме — это хорошо. Наблюдение за ребенком, анализ его действий и результатов такого творчества больше дают диагностического материал о развитии ребенка в целом.
В возрасте трех лет дети начинают рисовать «головоногов». Эта стадия развития детского рисунка так и называется: «стадия головонога». Ребенок вполне способен изображать желаемое, вот тогда можно уже говорить о том, что рисунки ребенка становятся рисованным посланием и его можно читать.

О чём может рассказать рисунок?

Представьте себе взрослого. Он умеет читать и писать, отражать свои мысли на бумаге, отдавать себе отчет в том, что чувствует. Это называется рефлексией- осмыслением собственной познавательной деятельности, законов внешнего мира, своих чувств. Ребенок читать и писать не умеет, но он также познает, осваивает, делиться впечатлениями. Любой рисунок это душевная и эмоциональная жизнь, выраженная на бумаге. Для ребенка его рисунок — это целый рассказ, о себе , своих мыслях, отношениях, чувствах, которые он испытывает, желаниях.
Рисунки говорят о многом:

  • Чувствует ли ребенок теплоту и заботу?
  • Насколько он активен?
  • Что беспокоит его на телесном уровне, например, часто болит?
  • Как он понимает и переживает отношения между членами своей семьи?
  • Какие человеческие качества и свойства в данный момент его жизни он осваивает?
  • Что оставляет глубокий эмоциональный след в его душе?
  • Что ему хочется?

Какие признаки в детских рисунках должны вызвать тревогу у взрослых?

— В первую очередь рисунки внешне неприятные и часто повторяющиеся. Практически всегда они выполнены в грязных тонах, затерты, производят неприятное впечатление.
— Настораживает, если ребенок часто такие рисунки кромсает, рвет бумагу, режет ножницами. Например: ребенок часто рисует «червяка», которого затем закрашивает. После этого быстро и агрессивно канцелярским ножом режет готовый рисунок. Поясняя: " Я его убил«.
Тревогу должно вызвать несоответствие возраста ребенка и качество его рисунка. Например, ребенок 5 лет продолжающий рисовать «головонога», не выделяющий отдельных мелких деталей персонажей, таких как глаза, рот, нос, детали одежды.
Чем старше ребенок, тем богаче по сюжету и краскам должен быть его рисунок. В нем все больше и больше деталей, важных самому ребенку. Нарисованных персонажей легко идентифицировать. У детей с отставанием в развитии этого не наблюдается, их рисунки хаотичны, часто выполнены 1-3 цветами.

Если какие-то общие маркеры в рисунках, по которым можно однозначно что-то сказать?

Как правило, рисуночные маркеры используются в рисуночных тестах, таких как «Дом, дерево человек», «Рисунок семьи», «Несуществующее животное».
Самые общие признаки — это размер персонажей, их расположение на листе, выбранный для раскрашивания цвет, странные детали, «роботовидные персонажи». Наличие отдельных деталей рисунка, например, большие расставленные руки, огромный рот с зубами и т.д.

Что делать с рисунками вызывающими тревогу?

В первую очередь расспросить о нем ребенка. Ни в коем случае не оценивать, не ругать и не высмеивать, не указывать на явные «недочеты». Самое первое выслушать рассказ. Если ребенок рассказывает о некой неприятной ситуации, спросить, что можно сделать, можно ли нарисовать «хеппи-энд»? Если нет, то почему? Что ребенок чувствует в отношении нарисованного?
Второе — обраться к детскому психологу, захватив предварительно не только этот рисунок, но и все работы, сделанные ребёнком за последние 6-9 месяцев.,br> Вообще рекомендую хранить работы в отдельной коробке и ничего не выкидывать. Ребенок растет, его словарный запас и возможность выразить чувства увеличиваются, а память о сделанных рисунках остается. Станет постарше, расспросите, что означал тот или иной рисунок, что он чувствовал, то хотел сказать. Иногда родители делают открытия. Это помогает понять ребенка и сохранить с ним диалог, что очень пригодиться, когда он будет в подростковом возрасте.

А в каких случаях волноваться не следует?

Если рисунки, которые вы посчитали «страшными» разовые. Если ребенок рассказывает вам о рисунке, отвечает на вопросы подробно, по-своему любит персонажей, которых нарисовал, даже если они на вид неприятны.

А нужно ли учить ребёнка рисовать, чтобы помочь ему самовыражаться? Или лучше не мешать?

Рисовать учить можно, но главный вопрос КАК. Поэтому скажу так: пусть лучше самовыражается. Главное, чтобы ребенок получал удовольствие от творчества и приобретал опыт такой деятельности. Лет в 10, дети, которые любят и хотят рисовать, сами начинают понимать, что им необходимо совершенствовать свои навыки, тогда они начинают учиться с охотой.

Как создать идеальные условия, чтобы рисование было именно терапией? Полезнее ли рисовать пальцами и красками, чем фломастерами, например?

В первую очередь ни на чем не настаивать и не оценивать. Просто предоставить возможность для творчества. Относительно материалов: что полезнее гречка или овсянка? Материалы должны быть безопасными и соответствовать возрасту. А рисовать можно и песком и пластилином.
Предоставить ребенку место для творчества. Если вы боитесь за ваши обои, стол или что-то еще, предоставить такие средства труда, которые вам не жалко будет испортить. Что такое разрисованные штаны или залитый гуашью стол против эмоций радости и уверенного в себе, счастливого ребенка?
Родитель может посоветоваться с психологом, узнать об основных принципах такой работы, освоить методики, которые можно использовать дома в совместном творчестве, почитать литературу. Родителям это вполне под силу.

Читайте также