Назад к списку

Ребёнок от 0 до года

29 Мая 2011
 Ребёнок от 0 до года

Для нас год жизни — это не так уж и много. Но для человечка, который только что своим первым криком известил мир о своём появлении — это период, когда из беспомощного существа он превратится в человека разумного со своим характером. Так распорядилась её величество природа, хотя без помощи родителей, и, соответственно, правильного ухода и развивающих занятий сделать ей это, мягко говоря, непросто. Давайте пройдёмся по первым 12 месяцем жизни.

  1. Первые движения нового члена семьи хаотичны и нескоординированы. При этом ручки и ножки не выпрямляются полностью. Однако к концу этого месяца малыш сможет непродолжительное время удерживать голову, а также научится фокусировать взгляд на яркой игрушке или на лице взрослого. Так же вы заметите, что он проявляет интерес к разговорам и издаёт, правда довольно тихо, единичные гласные звуки.
  2. Малыш всё ещё держит кулачки сжатыми, но уже пытается улыбнуться. Ручки и ножки свободно разводятся в стороны. В вертикальном положении малыш уже хорошо удерживает голову, и у него немного получается делать это в положении на животе, опираясь на предплечья.
    Теперь ребёнок не просто фокусирует взгляд, а способен некоторое время следить за движущимися предметами. Услышав звук, он слегка поворачивает голову в сторону его источника.
  3. Наблюдаются значительные успехи в удержании головы, также малыш научился поднимать тельце и поворачиваться на бок.
    Интерес к внешнему миру становится более выражен. Зона осмотра увеличивается и ребёнку становится интересно «что там?». Поэтому часто вы можете застать его с неудобно запрокинутой головой. Также он может долго удерживать возле себя игрушку и проводить эксперименты с соской-пустышкой, вытаскивая её и пытаясь вставить обратно. «Репертуар» издаваемых звуков расширяется, добавляются согласные. Можно увидеть, как он смеётся, но пока малыш делает это беззвучно.
  4. Голову держит более уверенно. Принимает попытки опереться на кисти в положении лёжа, а также перевернуться со спины на живот. Если потянуть его за ручки, то он сядет, при этом попытается выпрямить спинку. Может дотянуться до предмета и взять его, при этом не только потащит его в рот, но и попытается рассмотреть, то же самое он делает со своими ручками. Смех теперь можно не только увидеть, но и услышать, как и «расширенный репертуар» звуков, используется много слогов.
  5. Играть с ребёнком, становиться всё интереснее, в ответ он «гулит» и заливается смехом. Заметна реакция на различные интонации. А повернувшись со спины на живот (что у него, кстати, хорошо получается) может ползком преодолеть небольшое расстояние. Если потянуть его за ручки, сразу вскочит на ножки, при этом будет довольно хорошо на них опираться. Начинает изучать свои ноги, для этого высоко поднимает их, а ухватив себя за стопы, незамедлительно тянет их в рот.
    У него хорошо получается сидеть с поддержкой, спина более прямая.
  6. Самостоятельно сидит и без поддержки, хотя сам попыток сесть не предпринимает. Взяв игрушку, перекладывает её из руки в руку. Из положения на животе пытается встать на четвереньки, подтянув под себя ножки. «Истины» малыш пока не глаголит, зато можно ясно различить слоги, например ма-ма-ма, ба-ба-ба и.т.д.
  7. Пытается ползти вперёд, но получается всё больше назад. Переступать вперёд с поддержкой пока тоже не получается, всё больше вбок. С игрушками не очень-то церемонится. Бьёт одну о другую, а после «безжалостно» выкидывает всё из своей кроватки, с удовольствием наблюдая за тем, как игрушка бьётся об пол. Ещё одно удовольствие — шуршать бумагой.
  8. Сидит уже самостоятельно, встаёт пока с поддержкой. Пытается делать свои первые шаги, скоро эти попытки увенчаются успехом. С ним уже можно играть в «ку-ку» и ладушки. Мимика малыша становится всё более живой. Он самозабвенно забавляет окружающих попытками подражать взрослым. Некоторых из них он уже узнаёт. Если попросить ребёнка нужный предмет, тот без труда отыщет его взглядом, если конечно вы сами не ищите эту вещь уже всю последнюю неделю.
    Осваивает пирамидку, может вынуть один предмет из другого.
  9. Сможет помахать маме ручкой или поиграть в ладушки, если вы его попросите. Проявляет любопытство к деталям, например к колёсикам машинок, перебирает мелкие игрушки.
    Может сесть из любого положения. Без труда передвигается на четвереньках, может встать с пола, используя в качестве опоры стул или стенку. Пытается ходить, правда пока получается, только держась за две руки.
  10. Правильно берёт предметы, перелистывает книжку, пытаясь что-то в ней разглядеть. Подражает движениям. Гордится своими умениями и с удовольствием их демонстрирует.
  11. Знает где у него ручки, а где ножки, если спросите и вам покажет, а также выполнит простую просьбу. Отдаёт предпочтения определённым предметам, и сам их находит. Знает, как называются многие предметы. Во время игры лепечет напевно и с интонацией первые слова-обращения.
  12. Небезучастен к процессам одевания, умывания, кормления, во всём пытается проявлять собственную инициативу. Некоторые к этому времени уже научились ходить. Наклоняется за игрушкой и отдаёт её, если попросят. Легко выполнимыми для малыша становятся следующие задачи:
    • открыть (закрыть) дверь
    • выпрямиться без использования опоры
    • найти спрятанный предмет
    • разобрать пирамидку

Игры ребёнка становятся всё более замысловатыми, подражая родителям, он «кормит» игрушки, укладывает их спать и.т.д. С удовольствием включает в свои игры взрослых. Учится воспроизводить услышанные на улице или дома звуки, обозначая таким образом предметы, которые их издают.
Внимательный взрослый уже вполне может понять чего хочет годовалый ребёнок. А хочет он, чтобы главные в его жизни люди были им довольны, радуется похвалам, с удовольствием учится всему новому.
У малыша сложился свой характер, определённые предпочтения, ему нужно, чтобы его слушали и понимали, ведь он уже полноценный член общества!